Нетрадиционное оборудование по физкультуре дорожка движения для спортивного зала и занятий в группе детей младшего, среднего и старшего возраста.
Пособие представляет собой дорожку длиной 180 см, шириной 20 см. Дорожка имеет поролоновую основу, помещенную в съемный чехол, имеющий противоскользящий фиксатор для ковролина (что обеспечивает безопасность детей при движении по дорожке). Дорожка имеет четыре сложения - для удобства хранения.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Упражнения на равновесие требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий; поэтому выполняются в медленном или среднем темпе и при необходимости оказывается помощь.
ПОСТРОЕНИЕ НА ДОРОЖКЕ
№
Содержание
Дозир
Метод указания
1
«Мы растем»
Построиться на дорожке.
Стать: ноги вместе, руки на поясе.
Подняться на носки развести руки в стороны, вернуться в исходное положение.
6-8 раз
Сохранять равновесие и правильную осанку
2
«Маршируем»
И.п. - Основная стойка, делаем шаг вперед, приставили ногу, делаем шаг назад, вернуться в и.п.
10 раз
Энергично делаем «отмашку», сохраняя осанку и равновесие.
- Упражнение развивает чувство ритма, тренирует мышцы рук и ног
3
«Подышали»
И.П. – основная стойка. Руки в стороны – вдох, присели, обхватив колени руками – выдох.
Вернуться в И.П.
3 раза
Выполняется медленно, выдох в 2 раза длиннее вдоха.
Упражнение укрепляет дыхательную систему.
4
«Перекаты»
И.п. – основное положение. Делать перекаты с пятки на носок на, руки свободно движется вперед - назад, сопровождая перекаты.
8 раз
Колени не сгибать.
Упражнение укрепляет своды стоп, равновесие.
5
«Удержись»
И.п. – стать прямо, руки на поясе, поднять прямую ногу вперед вверх, удержать в приподнятом состоянии, опустить ногу.
То же другой ногой.
По 4 раза
Сохранять осанку, голову не опускать.
Упражнение развивает координацию и равновесие.
6
«Гребцы»
И.П. – сидя «верхом» на дорожке друг за другом, руками удерживая локти, сидящего впереди.
Делать наклоны вперед - назад
5-6 раз
Не расцеплять рук, одновременно выполняя наклоны вперед-назад
Упражнение развивает чувство ритма, синхронность выполнения
7
«Вдох-выдох»
И.п. – сидя на дорожке «по – турецки», руки в замок. Откинуть голову назад и сделать глубокий вдох, наклониться вперед – выдох.
Вернуться в и.п.
2-3 раза
Удерживать правильное положение тела. Вдох короткий. Выдох – длинный.
Упражнение тренирует дыхательную систему
8
«Качели»
И.п. – стоя на коленях руки, плотно прижаты к туловищу. Не сгибая спины сделать наклон назад, выпрямиться.
5-6 раз
Следить, чтобы спина была прямая, а живот втянут. Не отрывать рук и не садиться на пятки.
Упражнение тренирует мышцы живота и ног.
9
«Прыжки на дорожку»
И.п. – основная стойка. Спрыгнуть с дорожки на пол, запрыгнуть на дорожку
8-10 раз
Удерживать равновесие. Развивать ловкость.
10
«Через дорожку»
И.п. – стоя у дорожки.
Перепрыгивание через дорожку туда и обратно.
10 раз
Удерживать осанку. Сохранять равновесие.
КОМПЛЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
№
Содержание
Дозир
Методич указания
Упражнение развивает равновесие, координацию.
I
1. Пройти по дорожке приставным шагом “пятка-носок”, руки на поясе.
2р
Сохранять правильную осанку, голову не опускать.
Упражнение развивает координацию.
II
2. Пройти по дорожке боком (правым – левым), приставным шагом, руки на поясе.
2р
Голову и спину держать прямо.
Упражнение развивает чувство равновесия.
III
3. Пройти по дорожке прямо, с высоким подниманием колена, руки на поясе.
2р
Сохранять равновесие и правильную осанку.
Упражнение развивает чувство ритма, равновесия.
IV
4. а) Пройти по дорожке на носках.
б) Пройти по дорожке перекатом с пятки на носок.
1-2р
1-2р
Руки в “замок” за головой, локти в стороны.
Упражнение развивает ловкость.
V
5. Прыжки по дорожке на 2-х ногах с продвиганием вперед,. руки на поясе.
1р
Отталкиваемся мягко, приземление на всю стопу.
Упражнение развивает ловкость.
VI
6. Перепрыгивание через линии соединения на дорожке.
1-2р
Отталкиваемся мягко, приземление на всю стопу.
Дорожку одну или несколько (зависит от количества человек) можно использовать в играх или эстафетах, для профилактики плоскостопия (упражнения выполняются босиком).
Подвижные игры
“Сова охотится ночью”
Водящий – сова.
Все остальные изображают: мышат, птичек, лягушат, белочек.
У каждого заранее определенный домик (дорожка своего цвета).
По сигналу “День! “ – все звери бегают. Прыгают, сова сидит в “дупле “.
По сигналу ”Ночь! “ – быстро бегут каждый на свою дорожку.
По сигналу ”Домик! “ – замирают. Сова летает, кто смеется или шевелится, становятся добычей совы.
Игра повторяется, пока сова не поймает от четырех до пяти участников игры.
Игра – соревнование
“Попрыгунчики “
Используются две дорожки. Дети стоят в командах по одному.
По сигналу ведущего дети прыгают на двух ногах друг за другом до конца дорожки.
Выигрывает та команда, последний игрок которой первым пересекает черту.
“По порядку становись “
Цель: Сохранить порядок построения. Закрепить ориентировку в пространстве.
Дети строятся на дорожке, рассчитываются по порядку. По сигналу свистка разбегаются по залу врассыпную. По второму сигналу свистка быстро находят свое место в строю.
“Пятнашки “
Цель: Развивать ловкость, быстроту. Совершенствовать координацию и ориентировку в пространстве.
На полу выкладываются две дорожки. Это “домик”, где можно спрятаться от водящего, но долго находиться в таком “домике” нельзя. Водящий считает до трех, после чего играющий должен выбежать из “домика”.
“Белки, зайцы, мышки “
Дети делятся на три команды: “Белки, зайцы, мышки “. На полу раскладывают три дорожки – это домики зверей. Выбирается водящий. Ведущий дает сигнал: “Белки, зайцы,!” Названные группы должны поменяться домиками - перебежать из одного в другой. Если во время перебежки водящий поймал кого-нибудь, то тот становится водящим.
Игры. Рекомендуемые “Программой воспитания и обучения в детском саду “
“У медведя во бору “, “Зайцы и волк”, “Солнышко и дождик”, “По ровненькой дорожке”, “С кочки на кочку”, “Найди свое место” “Чье звено скорее соберется”, “Веселые соревнования”, “Перемена места”, “Домики”, “Паучки” и др. могут проводиться с использованием дорожек.
Задания с мячом с использование дорожек
- Передвижение боком приставным шагом по дорожке с отбиванием мяча об пол.
- Ходьба прямо по дорожке с подбрасыванием мяча вверх.
- Выставляются кегли по одной на каждый сегмент дорожки. Расстояние для броска соответствует возрасту (см. “Программу воспитания и обучения в детском саду “). Каждый участник имеет право на три броска мячом. Побеждает тот, кто сумеет сбить больше кеглей.
Прыжки с использованием дорожек
- На двух ногах в командах
- Боком на двух ногах (правым и левым)
- С зажатым между колен мячом
- Прыжки на одной ноге с перепрыгиванием через линии
- Прыжки с кружением вокруг себя и т. д.
УПРАЖНЕНИЯ
По дорожке ходим прямо.
По дорожке ходим боком.
По дорожке ходим в темпе.
С поворотом и подскоком.